Христос сказал, что самым великим человеком, из когда-либо рожденных женщинами от мужчин был Иоанн Креститель, но люди решили иначе.

Люди решили, что апостолы Петр и Павел достойны куда как большей части, чем Иоанн, который, будем откровенны, не очень-то и понимал до конца, Кого он крестил в Иордане, и Кем был Тот о Котором он получил откровение (голос с неба): «Сей есть Сын Мой Возлюбленный! О Нем же Мое благоволение!» (с).

Иоанн крестил Иисуса, а потом был убит Иродом, который любил слушать его проповеди, но так же он любил и женщин. И одна из женщин попросила Ирода отрубить голову Иоанну, и царь с грустью выполнил её просьбу, и преподнес голову великого любимого своего Пророка на дорогом серебренном блюде своей любимой женщине.

Такие были нравы.

Иоанн так и не успел разгадать загадку Иисуса. Именно по этой причине он ничего не рассказал людям о Христе, кроме одной короткой проповеди, сказанной перед самым Крещением Иисуса. Всего несколько слов: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин.1:29-30).

Итак, Иоанн успел сказать человечеству о том, что Иисус из Назарета был Сыном Бога. Но так же сыном Бога евреи называли и царя Давида, и того мессию, которого даже до сих пор ждет израильский народ, они так же называют сыном Бога. Но только вот в их понимании – мессия, которого они ждут, не равен Богу — он такой же человек, как и мы с вами, только очень талантливый, одаренный Богом и Богом благословленный на великую миссию покорения всего мира народу израильскому.

То, что Иисус был воплощением Истинного Бога, то, что Он и был Самим Богом, это не было известно даже апостолам…

Но апостолы прожили дольше Иоанна Крестителя. Они были с Иисусом, слушали Его, они видели Его чудеса, Его смерть, видели Его воскресшим.

Они потом пытались своим скромным человеческим естеством осмыслить – а что же Это было? Кто Это был? Зачем всё это?

Осмысляя, они писали Послания, Евангелия, проповеди, трактаты, просто рассказывали людям о Христе, и постепенно из этих рассказов и записей выплывала великая истина об Иисусе из Назарета, Сыне Марии по человечеству, Сыне Бога по естеству, выплывала истина о Боге.

Апостол Петр был со Христом от самого начала Его проповеди. Три с половиной года Петр был ревностным Его служителем и защитником. Петр первый исповедал Иисуса Христом, т.е. именно Тем, кого ждал народ Израиля, т.е. именно Мессией, и за это Христос дал ему право быть основой Церкви Своей. Он соделал Симона Петром, т.е. камнем, который Он сам Своими святыми руками возложил в основание великого Нового Храма Нового Великого Учения о Спасении.

Потом Петр пал. Он трижды отрекся. Потом стенал и каялся, выл и заламывал руки, потом увидел воскресшего Христа, Который трижды его простил, глядя ему в глаза и спрашивая: «Симон, сын Ионин, любишь ли ты Меня?» (Ин.21:17).

Апостол Павел, в отличие от Петра, никогда не видел Христа живым. Он видел Его только в видении. Он и Павлом стал только после этого видения; до — он был гонителем христиан по имени Савл. Он был одним из самых образованных людей своего времени. Он ненавидел христиан и с жадностью наблюдал за их казнями, и с энтузиазмом охотился на них, и отдавал их палачам.

Именно с этой целью, примерно в 37 году после Рождества Христова, Савл, уполномоченный Синедрионом (высший орган власти евреев того времени), имеющий соответствующие грамоты, согласованные с римскими оккупационными властями, направлялся в Дамаск, имея информацию от доносчиков о том, что там так же появилась секта христиан. Савл горел желанием их уничтожить.

Но на подходе к городу что-то произошло, Савлу было видение, он упал на землю и как человек, переживающий животный испуг, смотрел в одну точку и только твердил одно: «Кто ты? Кто ты?».. Люди, бывшие с ним, ничего не видели, Савл же видел в видении Иисуса, который и коснулся жестокого сердца жестокого еврея и в одно мгновение Савл стал Павлом, и стал самым ревностным служителем Христа.

Петр и Павел – это два совершенно противоположных человека. Павел интеллектуал, Петр обычный рыбак, не знавший грамоты. Все свои послания Петр диктовал Марку, который таким образом, записывая за Петром, записал и одно из четырех Евангелий – Евангелие от Марка, которое на самом деле есть Евангелием от Петра. Павел был прекрасно образован в античной философии, был прекрасным ритором и богословом.

Они был очень различны, но принимать их необходимо только вместе.

Католическая церковь построила себя вокруг имени апостола Петра и уклонилась в папство.

Протестанты создали свою философию на трудах апостола Павла и кастрировали христианство, выплеснув из Евхаристии Тело и Кровь Господа, отказавшись от апостольской преемственности, отвергнув Предание, как живую историю Живой Христовой Церкви.

И только Православная Церковь равно почитает этих двух великих апостолов.

Она называет их Первоверховными. Равными. И черпает у них в одинаковой мере простоту и мудрость, преданность и долг, проповедь и науку, любовь и жертвенность.

И главное, что объединяет этих столь разных служителей Христовых – это то, что именно им мы — в далеком прошлом язычники — обязаны проповедью о Христе, ибо другие апостолы изначально считали, что проповедь о воскресшем Христе предназначена только для евреев, что это тайное национальное учение, к которому не достойны приближаться язычники.

А еще палач у Петра с Павлом был один на двоих — их казнил император Нерон, в один год, в одном городе – в Риме. Обоих казнил за одно и то же – за проповедь о Христе.

Обожаю вот эту картину Эль Греко. Всмотритесь. Здесь Петр и Павел. Павел опирается на книгу, Петр стоит в глубине, за Павлом. Павел горит сказанным, Петр видит глубже.

Всмотритесь: эти двое стоят у самого истока человеческой культуры, создавшей современный мир. Мы с вами есть сегодня такими, как мы есть, именно потому, что были эти двое.

С праздником Вас, православные.

Василий Волга