В 2022-23 годах указами президента Зеленского был лишен гражданства Украины целый ряд известных в Украине лиц.
Во всех этих случаях решения президента обязаны были базироваться на ст. 19 Закона «О гражданстве», основаниями для лишения гражданства могут быть лишь:
• добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого обретения он достиг совершеннолетия;
• приобретение лицом гражданства Украины на основании статьи 9 Закона в результате обмана, сознательного представления ложных сведений или фальшивых документов;
• добровольное вступление на военную службу другого государства, которое в соответствии с законодательством этого государства не является воинской обязанностью или альтернативной (невоенной) службой.
Кроме того, Конституция Украины содержит норму прямого действия «Гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права сменить гражданство» (ст. 24). Эта норма толкуется рядом конституционалистов, как запрет для государства лишать гражданства приобретенного в силу рождения.
Сам по себе указ президента о лишении гражданства должен базироваться на соответствующем предложении Комиссии при президенте по вопросам гражданства (ст. 23 закона «О гражданстве»). Комиссия, в свою очередь, принимает решение на основе подачи территориальными органами Государственной миграционной службы Украины, дипломатических представительств или консульских учреждений Украины: а) представление об утрате гражданства Украины; б) документ, подтверждающий пребывание человека в гражданстве Украины; в) один из следующих документов:
— документ, подтверждающий добровольное обретение гражданином Украины гражданства другого государства, вместе с документом, подтверждающим, что на момент такого обретения гражданин Украины достиг совершеннолетия (в случае, предусмотренном пунктом 1 части первой статьи 19 Закона);
— документ, подтверждающий, что лицо приобрело гражданство Украины на основании статьи 9 Закона в результате обмана, сознательного представления ложных сведений или фальшивых документов (справка территориального органа Государственной миграционной службы Украины, дипломатического представительства или консульского учреждения о том, что иностранец, подавший обязательство) обязанности прекратить иностранное гражданство в соответствии с абзацем первым пунктом 2 части второй статьи 9 Закона, не подал документ о прекращении этого гражданства, выданный уполномоченным органом соответствующего государства, в уполномоченный орган Украины в течение двух лет с момента принятия его в гражданство Украины, а независимые от лица причины неполучение документа о прекращении иностранного гражданства не существует, информация территориального органа Государственной миграционной службы Украины о том, что иностранец, подавший декларацию об отказе от иностранного гражданства, не вернул паспорт иностранного государства в уполномоченные органы этого государства; информация о том, что на момент принятия в гражданство Украины существовали основания, при наличии которых лицо не принимается в гражданство Украины; информация о других ложных сведениях и фальшивых документах, представленных в подтверждение выполнения условий принятия в гражданство Украины);
— документ, подтверждающий, что гражданин Украины добровольно поступил на военную службу другого государства, которое в соответствии с законодательством этого государства не является всеобщей воинской обязанностью или альтернативной (невоенной) службой;
г) документ, подтверждающий, что гражданин Украины в результате потери гражданства Украины не станет лицом без гражданства. Такой документ не требуется в том случае, когда оформление документов о прекращении гражданства Украины в результате потери осуществляется в соответствии с положениями пункта 2 части первой 19 Закона (п. 87 Положения о Комиссии по гражданству при президенте Украины).
На практике события развивались следующим образом.
22 июля 2022 г. СМИ опубликовали информацию об указе президента о прекращении гражданства сопредседателя запрещенной оппозиционной партии ОПЗЖ Вадима Рабиновича, бизнесмена Игоря Коломойского и главы территориальной обороны Днепра Геннадия Корбана. Журналист, основатель проекта «Наши деньги» Юрий Николов отметил: «Возможно, это была месть за выступления против премьер-министра Шмыгаля, который по определению является креатурой Офиса президента и в прекрасных отношениях с главой ОП Ермаком. А как раз в последние недели был такой инициированный группой Филатова-Корбана анти-премьерский кач. Заявления о невозможности финансировать закупки, вот такое вот».
В сентябре 2022 г. лишили украинского гражданства 4 граждан Украины, которых публично обвинили в организации контрабанды и среди них буковинского предпринимателя Ю. Кушнира. Никаких доказательств этих обвинений в виде соответствующих судебных решений приведено не было.
10 января 2023 г. был обнародован указ президента, согласно которому прекращалось украинское гражданство четверых народных депутатов: Виктора Медведчука, Андрея Деркача, Тараса Козака, Рената Кузьмина. Лица, упомянутые в этом указе, — украинские политики, якобы подозреваемые сейчас в государственной измене. Судебных приговоров, подтверждавших подобные подозрения, конечно же, нет. Медведчука перед этим Украина вообще квалифицировала непонятно почему как «военнопленного» и обменяла с Россией на военнослужащих ВСУ.
Председатель Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгений Захаров говорит о противоправности такого решения Зеленского: «Указ президента о лишении гражданства Медведчука, Деркача, Козака и Кузьмина на основании материалов СБУ о деятельности этих лиц в пользу страны-агрессора противоречит Конституции Украины и недопустим в правовом государстве, в котором действует принцип верховенства права». Правозащитник называет это случаем, когда «деятельность правоохранительной и судебной системы подменяются административными решениями. Если эти лица действовали в пользу государства-агрессора, то им необходимо предъявить обоснованное подозрение о совершении преступления, найти доказательства, подтверждающие такую деятельность, составить обвинительное заключение и в соревновательном судебном процессе доказать их вину».
4 февраля 2023 г. стало известно об указе президента о прекращении гражданства чиновников времен Януковича — экс-министра внутренних дел В. Захарченко, экс-главы Администрации Януковича А. Клюева, экс-главы СБУ А. Якименко, экс-министра доходов и сборов А. Клименко, экс-министра образования Д. Табачника и еще пяти человек: депутата Одесского горсовета от ОПЗЖ В. Баранского, депутата Харьковского облсовета от ОПЗЖ, сына экс-нардепа Д. Шенцева Н. Шенцева, «оккупанта и коллаборанта» А. Горбылева, а также Б. Клюева, сына А. Клюева, и уроженца Донецкой области В. Слаба. Ни коллаборационизм, ни служба Януковичу или происхождение с Юго-Востока Украины не могут по закону быть основаниями для прекращения гражданства.
По отношению к гражданам Украины нормальным и единственно законным и возможным механизмом наказания за совершение преступлений является обвинение в совершении преступления, доказывание этого факта в состязательном судебном процессе и наказание решением суда. Однако на протяжении последних двух лет огульное лишение гражданства де-факто превратилось в инструмент внесудебного наказания для оппонентов действующей власти.
В частности, лишение гражданства стало одним из механизмов, применяющихся властью в борьбе против Украинской православной церкви.
Так, еще в 2019 году был лишен гражданства епископ Макаровский Гедеон, но тогда же он выиграл судебный процесс в Окружном административном суде Киева и добился возвращения гражданства.
В конце декабря 2022 года, указом президента № 898/2022 от 28.12.2022 было прекращено гражданство 13 предстоятелей УПЦ, в том числе митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, митрополита Черновицкого и Буковинского Мелетия, митрополита Роменского и Буринского Иосифа и митрополита Днепропетровского и Павлоградского.
Возникают сомнения, были ли предоставлены все документы, необходимые по закону при подготовке соответствующего указа президента, равно и как аналогичных указов относительно оппозиционных политиков и бизнесменов, о которых говорилось выше. По крайней мере, никаких фактов существования таких документов не приведено, и ни одного доказанного факта совершения священниками, политиками и бизнесменами, лишенных гражданства, перечисленных в начале этой статьи нарушений, ни разу не приводилось.
Кроме того, 15 февраля 2022 года на основании ст. 21 Закона Украины «О гражданстве», Государственная миграционная служба отменила решение о приобретении гражданства двух архиепископов, епископа и двух митрополитов (в т.ч. снова Гедеона).
Нужно отметить, что в данном случае отменяется решение о приобретении гражданства через процедуру натурализации и причинами могут быть: «представление ложных сведений или фальшивых документов, сокрытие лицом какого-либо существенного факта, при наличии которого лицо не может приобрести гражданство Украины, в том числе неисполнение обязательства, взятого лицом в обязательстве прекратить иностранное гражданство (подданство), в декларации об отказе от иностранного гражданства или в декларации об отсутствии иностранного гражданства». При этом снова-таки, на данных лиц должен быть подготовлен пакет документов в Комиссию при президенте по вопросам гражданства. Он готовится органами Государственной миграционной службы Украины, дипломатическими или консульскими представительствами и должен включать:
а) представление об отмене решения об оформлении приобретения гражданства Украины;
б) документы, подтверждающие, что лицо приобрело гражданство Украины по территориальному происхождению (статья 8 Закона) или было восстановлено в гражданстве Украины (статья 10 Закона) путем обмана, в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов, сокрытия любого существенного факта, при наличии которого лицо не может приобрести гражданство Украины (справка территориального органа Государственной миграционной службы Украины (ГМС), дипломатического представительства или консульского учреждения о том, что иностранец, подавший обязательство прекратить иностранное гражданство, не подал документ о прекращении этого гражданства, выданный уполномоченным органом соответствующей государства, в уполномоченный орган Украины в течение двух лет с момента регистрации его гражданином Украины, а независимые от лица причины неполучения документа о прекращении иностранного гражданства не существуют; информацию от ГМС о том, что иностранец, подавший декларацию об отказе от иностранного гражданства, не вернул паспорт иностранного государства в уполномоченные органы этого государства (часть восьмая статьи 8 и часть седьмая статьи 10); информацию о том, что на момент регистрации гражданином Украины существовали основания, при наличии которых лицо не возобновляется в гражданстве Украины (части первая и вторая статьи 10 с учетом части пятой статьи 9 Закона; часть пятая статьи 10 Закона); информацию о других ложных сведениях и фальшивых документах, представленных для приобретения гражданства Украины в соответствии со статьями 8 и 10 Закона, или информация о сокрытии какого-либо существенного факта, при наличии которого лицо не может приобрести гражданство Украины в соответствии со статьями 8 и 10 Закона «О гражданстве Украины» (п. 88 Положения о Комиссии по гражданству при президенте Украины).
При этом вновь есть обоснованные причины сомневаться, были ли предоставлены все эти документы, и, соответственно, были ли соблюдены все соответствующие процедуры при подготовке соответствующего решения. Документы в любом случае не были представлены.
Кроме того, согласно практике ЕСПЧ, при лишении натурализованного лица гражданства, когда основанием выступает подача недостоверных данных, может иметь место нарушение требований ст. 8 Европейской Конвенции по правам человека. Власти должны доказать, почему непредставление заявителем информации было настолько серьезным, чтобы оправдать лишение гражданства через несколько лет после его предоставления.
Проанализировав вышеупомянутые факты, нетрудно убедиться, что многочисленные решения о лишении гражданства, во-первых, принимались с явными нарушениями действующего законодательства Украины, и, во-вторых, применялись в отношении тех или иных оппонентов нынешней власти.
Все собранные материалы по этой теме будут переданы в международные правозащитные организации, а также опубликованы в мировой прессе.
Международный Центр помощи украинцам