В 2014 году в Украине был принят Закон «О санкциях», который должен был стать механизмом защиты Украины от действий иностранных государств, их физических и юридических лиц, а также лиц, осуществляющих террористическую деятельность, против которых по понятным причинам не могли быть применены обычные механизмы украинской судебной системы и определения виновности лица.

До 2020 года механизмы этого закона применялись против лиц, воюющих с оружием в руках против Украины, российских юридических и физических лиц, лиц, осуществляющих деятельность в Крыму и ОРДЛ. То есть тех, к кому судебные и правоохранительные органы Украины действительно не могли применить свою юрисдикцию.

Но, при президенте Владимире Зеленском правоприменение этого закона изменилось. Санкции стали механизмом политических репрессий.

По отношению к гражданам Украины, не укрывающимся от ее правосудия и находящимся под ее юрисдикцией, нормальным и единственно законным и возможным механизмом является обвинение в совершении преступления, доказывание этого факта в состязательном судебном процессе и наказание решением суда. Отнесение граждан Украины и украинских юридических лиц к «подсанкционным» нарушает презумпцию невиновности, право на справедливый суд, принцип правовой определенности и прочие составные элементы верховенства права и обязательств Украины в рамках Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).

Несмотря на это, ещё до начала активных боевых действий властью начал использоваться новый, доселе невиданный механизм борьбы со СМИ – их блокировка через применение механизма санкций Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) к их владельцам и редакторам.

Так, 2 февраля 2021 г. решением СНБО о введении санкций, подписанным как указ президента, были закрыты три оппозиционных телеканала: «112 Украина», NewsOne и ZIK. Всего же за время президентства Зеленского в период до начала активных военных действий, решениями подконтрольных президенту национальной комиссии по телевидению и СНБО были закрыты семь общенациональных телеканалов: «КРТ», «112 Украина», NewsOne, ZIK, «Первый независимый», UkrLive и «Наш».

20 августа 2021 г. были заблокированы популярные оппозиционные сайты «Страна.UA» и «Шарий.нет», и введены санкции против главного редактора «Страна.UA» Игоря Гужвы и блогера Анатолия Шария.

4 февраля 2022 г. видеохостинг YouTube после обращения украинских властей заблокировал каналы UkrLive и «Первый Независимый», в отношении которых на Украине ввели санкции, с которых вещали независимые каналы.

Как уже было сказано, по украинскому законодательству введение санкций против украинских граждан прямо невозможно, косвенно оно возможно только в случае осуществления террористической деятельности. Какую террористическую деятельность осуществляли закрытые СМИ и их журналисты? Как показали дальнейшие судебные процессы, инициированные закрытыми СМИ, никаких доказательств террористической деятельности со стороны этих СМИ не было.

Вся «вина» запрещенных телеканалов и сайтов состояла лишь в том, что они были оппозиционными к власти и давали слово ее политическим оппонентам. Их деятельность прекращена абсолютно незаконно, без решений суда, как это предусмотрено законами.  

Также были введены санкции против депутатов, политиков и их родственников: в феврале 2021 г. главы ОПЗЖ Виктора Медведчука, его жены Оксаны Марченко, в августе 2021 г. Андрея Деркача.

18 июня 2021 г. СНБО ввел санкции против украинских бизнесменов Павла Фукса и Дмитрия Фирташа и их компаний.

В рамках своей пресс-конференции 26 ноября 2021 г. президент Зеленский отказался вообще признавать граждан Украины под введенными им санкциями людьми: «вы их людьми называете? Есть представители людей, не все представители людей являются людьми. Есть особи. Я так считаю. Я не обо всех говорю. Да, это мое личное мнение. Потому что, если я не прав, то не существовало бы правоохранительных органов, а все люди жили бы в мире». Он заявил, что раньше Совбез был пассивным органом, а сегодня это „мощный орган“. По словам Зеленского, санкции вводились, к примеру, против тех, кто «нарушил правила на границе». Хотя таких оснований в законе о санкциях нет (санкции могут применяться только к тем гражданам Украины, которые причастны к терроризму, а не к контрабанде или ещё к чему-то). Также он прямо признал, что санкции вводятся без решений судов, где была бы доказана вина людей. Потому что, мол, суды это долго.

С началом войны санкционные механизмы снова были активизированы.

В частности, этот абсолютно неправовой механизм произвола власти начал применяться и против Украинской православной церкви.

1 декабря 2022 г. решением СНБО «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций в Украине и применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», введенном в действие Указом Президента Украины от 1 декабря 2022 г. были введены санкции против иерархов УПЦ: Митрополита Павла (Лебедя), наместника Киево-Печерской лавры; Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Швеца); Митрополита Изюмского и Купянского Елисея; Епископа Роменского и Буринского Иосифа; Епископа Коктебельского Агафона (Опанасенко); Митрополита Платона (Удовенко), управляющего епархией Феодосии; Епископа Бахчисарайского Калинника, викария Симферопольской епархии; Епископа Джанкойского и Раздольского Алексия, управляющего Джанкойской епархией; Архиепископа Ровеньковского и Свердловского Аркадия, управляющего Ровеньковской епархией и Вадима Новинского, диакона УПЦ, бывшего народного депутата.

Санкции предполагают: блокирование активов, ограничение торговых операций, запрет аренды государственного имущества, ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины, предотвращение выведения капиталов за пределы Украины и т.д. Санкции вводятся сроком на 5 лет.

Еще раз против иерархов УПЦ санкции были введены 11 декабря 2022 г. указом В. Зеленского № 863 о введении в действие решения СНБО «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» против архиереев и других представителей УПЦ. Согласно тексту, санкции вводятся против: Управделами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония; Главы ОВЦС УПЦ митрополита Черновицкого и Буковинского Мелетия; Митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки; Митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона; Архиепископа Константиновского Паисия; Архимандрита Иоанна, настоятеля Мелитопольского Саввинского монастыря; Архимандрита Алексия, настоятеля Успенского собора в Херсоне.

15 января 2023 г. были введены санкции против украинской журналистки Дианы Панченко, приехавшей в Донецк освещать события войны.

В марте 2023 г. Зеленский ввел очередную группу санкций, под которые попала целая группа украинских юридических лиц, которые ведут букмекерский бизнес, среди которых ряд с украинской лицензией на игорный бизнес, и наиболее известная из нах – Parimatch. При этом, причины таких санкций против нее не понятны, при том, что связанная с главой офиса президента Ермаком ТОВ «ВБЕТ УКРАЇНА» (оператор Vbet), которая так же занимается букмекерством, под санкции не попала. Как отмечают украинские журналисты, речь идет, скорее всего, о банальном переделе игорного рынка.

В рамках санкционных механизмов украинские власти проворачивают и всякого рода коррупционные схемы. Так, в июне 2022 г. в английском суде в деле по снятию санкций с российского олигарха Р. Абрамовича было предъявлено письмо от главы пропрезидентской партии в Верховной Раде Украины и главы украинской переговорной группы Давида Арахамии о помощи олигарха в спасении украинцев, чтобы через суды отменить санкции против него. «Благодаря содействию господина Абрамовича делегации достигли договоренностей по организации гуманитарных коридоров, через которые смогли спасти более 400 000 человек.

Кроме того, его усилия по обмену военнопленными помогли освободить из плена несколько сотен человек. Абрамович продолжает быть глубоко вовлеченным в процесс переговоров, а также в организации гуманитарной помощи». В письме Арахамия подчеркивает, что в целом он оценивает роль Абрамовича как «положительную».

По сообщениям телеграмм-каналов, на решении проблем санкций украинских компаний зарабатывает непосредственно секретарь СНБО Данилов. Так, подсанкционная букмекерская компания Parimatch пытается в марте 2023 г. договориться с функционерами офиса президента об исключении из списка санкций. Для этого запустили информационную кампанию, которая должна продемонстрировать ошибку. При этом Parimatch предложила чиновникам 5 миллионов долларов за решение вопроса, занимается этим кейсом Секретарь СНБО Данилов, который запросил в два раза больше. Пока пиар кампания от Parimatch не имеет успеха, а их заявления о том, что они оказывали помощь украинской армии и участвовали в социальных программах помощи украинцам, выглядят слабо.

Введение санкций против граждан Украины и юридических лиц, не ведущих террористическую деятельность является незаконным по самому Закону Украины про санкции 2014 г., где они вообще прямо не упоминаются: «2. Санкции могут применяться со стороны Украины в отношении иностранного государства, иностранного юридического лица, юридического лица, находящегося под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность» (ст. 1).

В связи с этим многие попавшие под санкции Украины граждане Украины подали в суд для обжалования применения к ним такой меры. Председатель Кассационного административного суда в составе Верховного Суда Михаил Смокович обратился за разъяснением о правомерности применения санкций к члену Научно-консультативного совета при Верховном Суде, доценту кафедры административного и финансового права Львовского университета Олегу Ильницкому. В предоставленном в ответ в ноябре 2021 г. заключении было отмечено, что санкции к украинским гражданам можно применять только в случае, если они принимают участие в террористической деятельности. И, что крайне важно,если уже есть вступивший в законную силу приговор суда по террористической деятельности. Таких решений ни по кому из подсанкционных граждан и юридических лиц не было.

Таким образом, санкционные меры стали незаконным механизмом внесудебной расправы власти с неугодными ей гражданами и структурами.

 Все собранные материалы по этой теме будут переданы в международные правозащитные организации, а также опубликованы в мировой прессе.

Международный Центр помощи украинцам