Поможет запустить легальный рынок: Рада приняла закон о виртуальных активах

Поможет запустить легальный рынок: Рада приняла закон о виртуальных активах

Депутаты Верховной рады поддержали законопроект о виртуальных активах. Это поможет запустить легальный рынок.

«Сегодня потенциал мировой криптоиндустрии определяется миллиардами инвестиций. Мы уже входим в топ-5 стран-криптолидеров. Однако в Украине криптоактивы до сих пор в тени», – отметил министр цифровой трансформации Михаил Федоров в своем Telegram-канале.

За словами Федорова, соответствующий закон поможет легализировать работу криптообменников и криптобирж. А украинцы, в свою очередь, смогут законно защитить свои активы.

«Сейчас работаем над соответствующими изменениями в Налоговом и Гражданском кодексах Украины для полноценного запуска рынка виртуальных активов», – добавил Федоров.

Закон «О виртуальных активах» предусматривает:

— правовое поле рынка виртуальных активов;

— Министерство цифровой информации выступит регулятором рынка;

— Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку выступит регулятором криптобирж;

— появится список поставщиков услуг рынка;

— международные криптобиржы будут обязаны пройти регистрацию перед началом работы в Украине. Также они будут платить налоги и отчитываться касаемо своей деятельности.

Биткоин и большинство других криптовалют не привязаны к другим национальным валютам или активам, не подкреплены ничем, кроме доверия его держателей. Курс криптовалюты устанавливается на виртуальных биржах, осуществляющих операции по ее обмену на реальные деньги. В этой связи распространена оценка криптовалют как высокорискового актива и потенциальной финансовой пирамиды.

Несмотря на то, что курс биткоина и его аналогов бывает достаточно нестабилен, многие мировые компании-гиганты уже давно прибегают к практике использования цифровой валюты в своем бизнесе. 

Первыми странами, где биткоины были признаны полностью легальным денежным средством, стали в 2017 году Япония и Беларусь. В этих странах криптовалютой можно легально расплачиваться за товары и услуги. Ряд государств запрещает использование криптовалют как физическими, так и юридическими лицами. Среди них – Китай (полный запрет введен в 2021 году), Турция (2021), Индия (2021), Египет (2020), Непал (2017), Боливия (2014), Алжир (2018), Бангладеш (2017).

В настоящее время законодательства многих неопределившихся стран по-разному относятся к биткоинам и их аналогам. Как правило, зарегистрированным финансовым институтам запрещено проводить транзакции, связанные с криптовалютами. Причем биткоины и аналоги признаются неполноценной валютой, а «виртуальным активом», подлежащим налогообложению.

Ранее в Комитете Верховной Рады по антикоррупционной политике рассказывали, что объем транзакций в Украине с виртуальными активами составляет около $ 150–200 млн в день, а капитализация виртуальных активов – более $ 2 млрд. Также Украина сегодня занимает четвертое место среди стран, где на криптовалюту есть особый спрос. 

Таким образом, попытка запуска легального оборота криптовалют и попытка введения в правовое поле операций с виртуальными активами позволит юридическим и физическим лицам законно владеть, распоряжаться и пользоваться ими, а государство будет вести учёт и контроль данных операций. Кроме того, это означает, что украинцы смогут задекларировать свои доходы в виртуальных активах.

Однако работать нормы этого Закона начнут только после внесения изменений в Налоговый кодекс Украины, которыми будет предусмотрен порядок налогообложения операций с виртуальными активами. В такой способ государство ищет возможные точки роста бюджетных поступлений.

Если законодатели предложат высокие ставки налогообложения операций с виртуальными активами, то участники рынка откажутся работать открыто, так как концепция блокчейна состоит в отсутствии любого законодательного контроля и сохранении полной анонимности. Сегодня обналичивание криптовалюты происходит благодаря нелегальным схемам, а транзакции не попадают под контроль финансовых органов.

Также Законом предусмотрено, что для осуществления деятельности, связанной с оборотом виртуальных активов, поставщики услуг должны будут раскрыть структуру собственности для установления конечных бенефициарных владельцев. 

В свою очередь, собственники виртуальных активов и бизнес однозначно переживают из-за вероятной потери анонимности, которая была основным преимуществом. Теперь же при осуществлении операций с участием профессиональных участников рынка вряд ли удастся избежать идентификации собственников виртуальных активов и установления происхождения средств. Впрочем, окончательные выводы об успехах криптореформы можно будет делать только по результатам ее фактической реализации.

Таким образом, фактическая реализация этой реформы не начнётся, если не будут сбалансированы интересы всех участников.

Экспертно-аналитический центр «Союза Левых Сил» («За новый социализм»)