Международный Центр помощи украинцам продолжает свою деятельность по защите прав граждан Украины и в этом материале представляет информацию о нарушениях прав украинцев на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
Вскоре после избрания президентом Украины Владимира Зеленского, власть продолжила курс предыдущего президента, Петра Порошенко, направленный на то, чтобы полностью поставить под свой контроль все основные средства массовой информации в Украине.
Санкции против СМИ
При этом ещё до начала активных боевых действий властью начал использоваться новый, доселе невиданный механизм борьбы со СМИ – их блокировка через применение механизма санкций Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) к их владельцам и редакторам.
Закон «О санкциях» был принят в 2014 году и должен был стать механизмом защиты Украины от действий иностранных государств, их физических и юридических лиц, а также лиц, осуществляющих террористическую деятельность, против которых по понятным причинам не могли быть применены обычные механизмы украинской судебной системы и определения виновности лица.
По отношению к гражданам Украины, не укрывающимся от ее правосудия и находящимся под ее юрисдикцией, нормальным и единственно законным и возможным механизмом является обвинение в совершении преступления, доказывание этого факта в состязательном судебном процессе и наказание решением суда. Отнесение граждан Украины и украинских юридических лиц к «подсанкционным» нарушает презумпцию невиновности, право на справедливый суд, принцип правовой определенности и прочие составные элементы верховенства права и обязательств Украины в рамках Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).
Несмотря на это, 2 февраля 2021 г. решением СНБО о введении санкций, подписанным как указ президента, были закрыты три оппозиционных телеканала: «112 Украина», NewsOne и ZIK. Всего же за время президентства Зеленского в период до начала активных военных действий, решениями подконтрольных президенту национальной комиссии по телевидению и СНБО были закрыты семь общенациональных телеканалов: «КРТ», «112 Украина», NewsOne, ZIK, «Первый независимый», UkrLive и «Наш».
20 августа 2021 г. были заблокированы популярные оппозиционные сайты «Страна.UA» и «Шарий.нет», и введены санкции против главного редактора «Страна.UA» Игоря Гужвы и блогера Анатолия Шария.
4 февраля 2022 г. видеохостинг Youtube после обращения украинских властей заблокировал каналы UkrLive и «Первый Независимый», в отношении которых на Украине ввели санкции, с которых вещали независимые каналы,. Как отмечено в заявлении журналистов телеканалов, это было сделано для того, чтобы «таким образом лишить граждан Украины возможности узнавать правду о ситуации в стране и в мире от журналистов телеканалов UkrLive и «Первый Независимый».
Как уже было сказано, по украинскому законодательству введение санкций против украинских граждан прямо невозможно, косвенно оно возможно только в случае осуществления террористической деятельности. Какую террористическую деятельность осуществляли закрытые СМИ и их журналисты? Как показали дальнейшие судебные процессы, инициированные закрытыми СМИ, никаких доказательств террористической деятельности со стороны этих СМИ не было.
Вся «вина» запрещенных телеканалов и сайтов состояла лишь в том, что они были оппозиционными к власти и давали слово ее политическим оппонентам. Их деятельность прекращена абсолютно незаконно, без решений суда, как это предусмотрено законами.
В рамках указа о введении военного положения 24 февраля 2022 г. президентом Зеленским была установлена возможность для отступления от свободы слова и сбора информации для граждан, гарантированной статьей 34 Конституции. В то же время, норма о «возможности ограничения прав и свобод граждан» не является синонимом произвола властей в этой сфере. Как написано в той же статье Конституции, ограничение возможно только на основании закона, а соответствующий закон принят не был.
Монополизация телеэфира
С начала марта 2022 г. весь новостной телеэфир в Украине занимает телемарафон «Єдиніновини», который создан при участии большинства новостных телеканалов страны. Марафон по своей сути является государственной пропагандой, рекламой Зеленского и его успехов, и единственной дозволенной точкой зрения в телеэфире. Координирует его министр культуры Александр Ткаченко. Медиаэксперты отмечают существование цензуры в телемарафоне. Телеканалы, которые отказывались принимать участие в нем, имели проблемы.
Так, 4 апреля 2022 г. телеканалы «Пятый» и «Прямой» заявили на своих официальных сайтах, что их вещание было отключено на территории страны Концерном радиовещания, радиосвязи и телевидения. Советник главы ОП на соответствующий вопрос ответил, что это сделано на основании решения СНБО от 18 марта 2022 г. об объединении всех общенациональных телеканалов, программное наполнение которых состоит преимущественно из информационных и/или информационно-аналитических передач, в круглосуточный информационный марафон, хотя в нем об отключении каналов ничего не сказано.
В январе-феврале 2022 г. провайдеры программной услуги получают от Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию требования прекратить ретрансляцию телепрограмм группы Viasat, которые имеют высокие рейтинги среди украинских зрителей. Этому предшествовало невключение программ группы Viasat в список иностранных программ, содержание которых отвечает требованиям Европейской конвенции о трансграничном телевидении и законодательстве Украины. Интернет-ассоциация Украины видит в этой ситуации возможное нарушение принципов экономической конкуренции и содействие монополизму, учитывая признаки лоббирования интересов медиагрупп путем устранения экономической конкуренции за счет создания различных конкурентных условий для провайдеров программной услуги и ОТТ-платформ. Ассоциацией была отправлена жалоба в Антимонопольный комитет.
Произвольная блокировка интернет-ресурсов
30 января 2023 г. Национальный Центр оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций издал Распоряжение №67/850 о введении системы фильтрации фишинговых доменов. Данный документ базируется на указе президента о введении военного положения и решении СНБО, и предусматривает, как отмечают в профильной Интернет-ассоциации Украины, создание «троянского коня» – централизованной системы автоматической блокировки интернет-ресурсов. Украинские интернет-провайдеры должны установить систему блокировки доступа к веб-ресурсам. Такая система каждые 15 минут автоматически загружает на сервер провайдера из указанного в Распоряжении ресурса перечень интернет-адресов для автоматической блокировки (стоп-лист). Информация о пользователе, пытавшемся зайти на «запрещенные» ресурсы, автоматически фиксируется и передается в соответствующие государственные органы. И хотя система декларируется для противодействия фишингу, она может использоваться для блокирования произвольного количества интернет-ресурсов.
Репрессивный закон «О медиа»
В декабре прошлого года был принят парламентом и подписан президентом Зеленским закон «О медиа». Этот закон направлен на полное уничтожение в Украине независимых от власти средств массовой информации и свободы слова.
Это практически единодушная оценка закона «О медиа» со стороны не только тех немногих оппозиционных политиков, активистов и журналистов, кто ещё остался в нынешней олигархической Украине. Даже юристы из главного научно-экспертного управления самого украинского парламента в своих замечаниях охарактеризовали этот закон так:
«Основополагающие принципы деятельности в сфере медиа, а именно — открытость, доступность информации, свободы ее распространения, запрета цензуры, недопущения предварительного согласования информации фактически коренным образом изменены…
положения проекта противоречат Конституции Украины, не учитывают юридических позиций Конституционного суда Украины, международно-правовые обязательства Украины и практику Европейского суда по правам человека».
По новому закону, государственный регулятор – Национальный совет (Нацсовет) по телевидению и радиовещанию, получил неограниченные возможности влиять на любые средства массовой информации – от анализа и контроля за контентом до внесудебного закрытия.
Так, например, Нацсовет будет создавать списки запрещенных медиа, формировать «перечень персон», которые «создают угрозу национальному медиа-пространству Украины» и которых нельзя будет показывать в медиа, присылать субъектам в сфере медиа предписания, которые обязательны к выполнению, а также контролировать, не были ли обнародована в медиа какая-либо «запрещенная информация».
При этом перечень того, что относится к «запрещенной информации», достаточно обширен и субъективен, не имеет чётких критериев и, по сути, определяется самим Национальным советом. Точно так же сам Нацсовет будет определять, что является «недостоверной информацией», распространение которой будет считаться грубым нарушениям законодательство, и за что будут применяться санкции.
Прикрывается это всё «необходимостью противостоять агрессии России», однако в законе нет никаких временных ограничителей – он будет работать и после окончания войны.
Нарушителям запретов грозят штрафы, аннуляция лицензий, отмена регистрации, временная (на 14 дней) или полная блокировка работы.
Особенно жесткие санкции — внесудебная блокировка — грозят онлайн-медиа, которые не будут официально зарегистрированы как средства массовой информации. Их будут блокировать даже за незначительные (три раза за месяц) нарушения или за два грубых нарушения.
Национальный совет по телевидению и радиовещанию, вопреки своему названию, регулирует теперь в Украине деятельность не только телевидения и радио, но и печатных, и даже интернет-медиа, включая и онлайн-кинотеатры или платформы с пользовательским контентом, например, YouTube-каналы,
При этом, вынуждая онлайн-медиа зарегистрироваться, сам регулятор может этого не сделать. То есть может зарегистрировать интернет-издание как средство массовой информации, а может и не зарегистрировать. Решать это будут сами чиновники.
Нацсовет теперь имеет право без суда блокировать сайты, которые не зарегистрированы как средства массовой информаци, а через суд — и те, которые как СМИ зарегистрированы. Учитывая, что судебная система в Украине действиями властей поставлена практически под полный контроль офиса президента, суды также в большинстве случаев вряд ли откажут в запросе на блокировку.
Поставщикам электронных коммуникационных услуг дается 3 дня на блокирование доступа к медиа, после того как они получат сообщение регулятора. Если же будет заблокировано официальное медиа (а это грозит медиа за 4 грубых нарушения в течение 1 месяца), то оно сможет подать заявление на новую регистрацию только через год.
Важно отметить, что Нацсовет не имеет ничего общего с независимым регулятором. В его состав входят только 8 чиновников, из которых половина назначается напрямую президентом, а половину – парламентом, в котором большинство составляют депутаты от президентской партии «Слуга народа». Представителей самих медиа, журналистов или общественных активистов в составе Нацсовета нет.
Закон «О медиа» на разных этапах его принятия жёстко критиковали сотни украинских журналистов и Национальный союз журналистов Украины, Независимый медиапрофсоюз Украины, украинские и международные правозащитники, Комитет защиты журналистов (Нью-Йорк), представитель ОБСЕ по свободе медиа, Европейская федерация журналистов, эксперты Совета Европы и Интернет-ассоциация Украины.
В частности, Европейская федерация журналистов назвала этот документ «достойным худших авторитарных режимов», а Национальный союз журналистов Украины считает, что «законом предусмотрено не регулирование медиасферы, а фактически установление отношений подчиненности, когда СМИ переходят под контроль властей».
Таким образом, используя различные репрессивные меры, власть попросту отменила право миллионов граждан Украины на получение различной информации и на другую точку зрения — на свободу слова, и ввела цензуру в стране.
Все собранные материалы по этой теме будут переданы в международные правозащитные организации, а также опубликованы в мировой прессе.
Международный Центр помощи украинцам