Германия остановила процесс сертификации «Северного потока—2». Без нее запустить газопровод будет невозможно. Канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что страна намерена диверсифицировать импорт газа совместно с другими европейскими странами.
Следует признать, что официальный Берлин назвал решение Москвы о признании суверенитета «ДНР» и «ЛНР» нарушением международного право, которое не останется без последствий. Канцлер Шольц обратился в Министерство экономики ФРГ, чтобы приостановить процесс сертификации газопровода, поскольку «геополитическая ситуация и состояние энергетического рынка требуют новой оценки безопасности».
Вероятное всего, что рестрикция в отношении «Северного потока—2» войдет в общий пакет европейских санкций против России, о чем заявил австрийский канцлер. На первый взгляд, решение Берлина «заморозить» газопровод звучит очень громко и пафосно, подчеркивает озабоченность немецких властей сложившейся ситуацией на востоке Украины, что уже оценил премьер-министр Шмыгаль, министр иностранных дел Кулеба. Однако на самом деле нельзя приостановить то, что уже было приостановлено. В ноябре 2021 г. немецкий регулятор приостановил сертификацию газопровода: для ее успешного прохождения потребовалось создание в ФРГ дочерней компании Nord Stream 2, которая зарегистрирована сегодня в Швейцарии. Предполагалось, что задержка сертификации с учетом новых обстоятельств не продлится более 4 месяцев, но в середине декабря 2021 г. Bundesnetzagentur сообщил, что сертификацию не удастся завершить ранее начала второго полугодия 2022 г. Опять же, эту ситуацию с «заморозкой» запуска СП—2 можно рассматривать с нескольких сторон.
С одной стороны, проект «Северного потока—2» с самого момента запуска его строительства выступал неким рычагом давления на Кремль, который Соединенные Штаты и их сателлиты старались использовать для достижения своих геополитических интересов, а Москва (не без помощи Берлина) пыталась донести позицию, что этот проект исключительно экономический и политики в нем нет, что в итоге позволило его полностью достроить. Теперь получается, что раз введение в эксплуатацию газопровода откладывается на неопределённый срок, коллективный Запад лишается такого инструмента влияния, а у Москвы развязываются руки.
С другой стороны, Кремль абсолютно четко понимал, что после принятия решения по Донецку и Луганску санкции против СП—2 —это будут первое, что Европа введет, поэтому воспринял их спокойно. Раз европейцы отказываются от запуска данного газопровода, «Газпром» будет создать искусственный дефицит природного газа на европейском рынке, тем самым поднимая его стоимость. Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев прокомментировал решение ФРГ о приостановке сертификации оператора газопровода «Северный поток—2», отметив, что результатом этого решения станет повышение стоимости тысячи кубометров газа для европейцев до 2000 евро. Безусловно, Европа будет пытаться диверсифицировать поставки энергоносителей при помощи альтернативных источников, в том числе американского сжиженного газа. Однако 200 млрд куб. метров, поставляемых Россией в европейские страны, вряд ли найдется, чем заменить. Поэтому у Москвы также есть свой рычаг давления на Берлин, который она станет использовать.
Экспертно-аналитический центр «Союза Левых Сил» («За новый социализм»)