Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Париж выведет миротворческие подразделения из Мали после почти десятилетнего присутствия в стране, где продолжается кровавая гражданская война между исламистами и правительственными войсками. По словам Макрона, решение о выводе войск вызвано ухудшением отношений между французскими властями и недавно захватившей власть военной хунтой.

Республика Мали, до 1960 года французская колония, – это восьмая по площади страна на западе Африке с населением около 20 млн человек, не имеющая выхода к морю и расположенная на берегах рек Сенегал и Нигер. Большинство граждан живут в бедности: Мали находится в нижней части списка Индекса человеческого развития ООН за 2020 год. Однако главная особенность этого африканского государства – наличие огромных запасов золота: по этому показателю Мали в настоящее время находится на четвёртом месте в Африке (после ЮАР, Ганы и Танзании). Кроме этого, у Республики есть потенциал в будущем стать транспортным узлом для товаров, поступающих с запада и юга на африканский север, а затем – в ЕС. Поэтому неудивительно, что такие «монстры», как Китай, США и Россия хотят наладить с ней сотрудничество, а для Франции жизненно важно сохранить свое присутствие в бывшей колонии и не допустить туда сторонних участников.

Именно поэтому официальный Париж в 2014 году выступил с инициативой начать в регионе антитеррористическую операцию «Бархан» на территориях стран Нигер, Мали, Буркина-Фасо, Мавритания, Чад с целью борьбы с терроризмом и стабилизации ситуации до уровня, когда местные власти смогут сами обеспечивать безопасность.

Первоочередную задачу Париж видел в обеспечении порядка и возврата лояльной к себе власти в Республике Мали, где в 2012 году произошел государственный переворот, в результате которого был свергнут тогдашний президент, а северную часть страны захватили боевики-джихадисты. Тратя на протяжении 9 лет примерно от 800 млн до 1 млрд евро на французскую военную миссию (как считается, одну из главных армейских группировок и ЕС, и НАТО), официальный Париж не смог добиться ни политических, ни территориальных успехов. Боевики сумели в разы увеличить контролируемую ими территорию, за время проведения французами миротворческой миссии в 2020–2021 годах были совершены еще два военных переворота и привод к власти хунты, смещение всех французских протеже и «вишенка на торте» 1 февраля 2022 года  – высылка посла Франции после того, как глава французского внешнеполитического ведомства Жан-Ив Ле Дриан заявил, что военная хунта захватила власть в правительстве Мали незаконно. После этого французская власть признала бесполезность дальнейшего пребывания своих военнослужащих в этой западноафриканской стране – президент Макрон объявил о выводе армейского контингента и переброске его в Нигер. Как заявил корреспондент телеканала FRANCE 24, «в Бамако объявление Эммануэля Макрона ни для кого не стало неожиданностью. Население ожидало заявления о выходе Франции из операции “Бархан” в Мали. Большая часть населения поддерживает этот уход в пользу новых партнёров, к примеру, таких, как Россия, Китай или Турция».

Именно из-за связей малийской военной хунты с Россией, а точнее, с российской частной военной компанией «Вагнер», коллективный Запад обвинил Москву в пособничестве терроризму, что стало причиной конфликта с Парижем, поскольку во Франции считают, что именно российская сторона помогла хунте захватить власть.

Следует отметить, что российско-малийское сотрудничество с ЧВК Вагнер подтвердил глава МИД РФ, правда со сноской, что ни Кремль, ни Минобороны РФ, к этому не имеют никакого отношения. Однако все влиятельные французские СМИ и французские власти давно и открыто говорят о том, что «вагнеровцы» – это теневая военная структура, существующая для насаждения российских интересов в разных странах мира. Как оказалось, все старания властей Франции договориться с Кремлем, чтобы он не вмешивался в дела страны, которая, как они считают, находится в зоне французского влияния, оказались тщетны.

Безусловно, уход Франции из Мали может сильно ударить по избирательному имиджу президента Макрона, которому через 2 месяца надо будет избираться на второй срок: отказ от колониального прошлого – довольно болезненная тема для многих французов, и потеря еще одной такой территории вызовет разочарование и голосование за альтернативных кандидатов. В отношении РФ можно констатировать, что постепенно Москва пытается на африканском континенте через ЧВК расширить свое «присутствие», особенно в сфере добычи ресурсов и предоставления военных услуг (обучение правительственных войск), как это сегодня происходит еще в одной стране Африке – ЦАР. В будущем такое расширение зоны российского влияния на африканский континент может столкнуться с интересами других геополитических игроков, желающими закрепить за собой свое присутствие на нем. В частности, речь идет о КНР, поскольку в последнее время Пекин возобновил активную деятельность в Африке, используя «мягкую» финансово-кредитную силу и не поддерживая африканские «освободительные движения».    

Экспертно-аналитический центр «Союза Левых Сил» («За новый социализм»)