Международный валютный фонд отмечает активный диалог с Украиной по новой программе финансирования на $ 5,5 млрд, но не может назвать возможные сроки ее утверждения. Об этом сообщил представитель МВФ Джерри Райс на брифинге в Вашингтоне в четверг.

Райс отметил, что пятью основными фокусами новой программы является усиление верховенства права; борьба с коррупцией; повышение конкуренции, открытие рынков и снижение роли олигархов; усиление гарантий независимости Нацбанка и стабильная фискальная политика.

В 2020 году Минфина предстоит выплатить кредиторам 438 млрд грн ($ 15,6 млрд), из них обслуживание госдолга – 145,2 млрд грн; погашение государственного долга 292,9 млрд грн. В 2021 году общая сумма долга сократится до 290 млрд грн, но сохранится процент внешних выплат – 163,8 млрд грн ($ 5,5 млрд). В 2022 году по внешним займам расходы снизятся до $ 4,4 млрд при условии, что курс будет на уровне 29,4 грн / $.

$ 2,5 млрд внешних обязательств нужно погасить уже в первом квартале. Между тем, валютные резервы Украины составляют $ 26 млрд (чистые валютные резервы – $ 16 млрд). При этом, если Правительство начнет погашать внешние обязательства за счет валютных резервов, это приведет к стремительной девальвации национальной валюты и полной разбалансировке монетарной системы. Поэтому для рефинансирования долгов текущего года власти пытались привлечь очередной транш от МВФ (длительный срок и низкие ставки).

С начала 2019 новое правительство, как и его предшественники, так и не смогли прийти к завершающему этапу в подписании новой программы сотрудничества с МВФ. Оно срывалось из-за жесткой позиции МВФ по ряду вопросов: «Приватбанк» не возвращать прежним владельцам, независимость НБУ не будет нарушена, сельскохозяйственная земля будет продаваться иностранцам. МВФ не собирается идти на любые уступки.

Следует отметить, что приватизация «Приватбанка» была одним из ключевых условий МВФ для продолжение сотрудничества в 2016 году. Теперь в Фонде занимаются выяснением фактических обстоятельств, которые предшествовали национализации банка, может повлиять на его деловую репутацию. Поэтому международные кредиторы пытаются заблокировать любое вмешательство в работу Нацбанка, руководство которого тесно сотрудничает с Фондом. Кредиторы хотят склонить новую власть на свою сторону в споре вокруг «Привата», шантажируя полным отказом от сотрудничества. Структуры, приближенные к МВФ, заинтересованы во вхождении в капитал государственных банков.

Во время последнего визита миссия также пожаловалась на земельную реформу, которую принимают в обещанном формате, а иностранцев к рынку могут не допустить. Именно государственная с/х земля может стать основным активом для погашения обязательств перед Фондом.

То, что МВФ не собирался продолжать программу кредитования Украины, было известно еще в октябре 2019 года по официальному прогнозу кредитора, ведь в нем было существенно увеличено эффективную ставку обслуживание государственного долга Украины (гривневого и валютного): 2019 – 6,5 %, 2020 – 7,3 %, 2024 – 8,7 %. В будущих периодах долговая нагрузка на экономику существенно увеличится, в результате чего усилятся дефолтные риски.

Понимая сложности в переговорах с МВФ, власти начали искать альтернативные инструменты погашения. Минфин восстановил активную работу на долговом рынке и продал 23 января 2020 года инвесторам десятилетние евробонды на 1,25 млрд евро со ставкой доходности 4,375 % годовых.

Кроме внешнего долгового рынка и поддержки внешних кредиторов, Минфин не забывает о привлечении денег посредством размещения любимых в последние месяцы для нерезидентов ОВГЗ. Объем их вложений в соответствующие долговые бумаги от начала 2019 увеличился с 6 млрд грн до 127 млрд грн. Как следствие, часть нерезидентов на рынке ОВГЗ Украины увеличилась до 15,7 %. Такой ажиотаж поддерживается благодаря высокому уровню процентных ставок по ОВГЗ. Таким образом, следствием жесткой монетарной политики НБУ по содержанию высокой доходности облигаций стал масштабный приток иностранного спекулятивного капитала. Этому способствовали также слабая конкуренция среди внутренних инвесторов и ограничение прямого доступа розничных инвесторов на рынок ОВГЗ.

Усиление долгового характера государственных финансов Украины и появление признаков доминирования ОВГЗ на внутреннем финансовом рынке углубляли макроэкономические диспропорции и сдерживали потенциал экономического роста страны. Уровень кредитования экономики снизился до 18 % ВВП (без учета неработающих кредитов, на которые приходится 52,9 % от общего кредитного портфеля), – это один из самых низких показателей в мире.

Нынешняя долговая политика заключается в перекредитовании на частных рынках капитала под высокие проценты. Общая долговая зависимость экономики улучшилась только в части небольшого удлинения займов, что приведет к существенным рискам финансовой стабильности в будущих периодах.

Пресс-служба СЛС по материалам «Публичного аудита»