Соединенные Штаты всегда заявляли, что будут рады рассмотреть заявки Финляндии и Швеции на вступление в НАТО, если таковые поступят, заявила во вторник, 11 января замгоссекретаря США Виктория Нуланд во время брифинга в Госдепартаменте. «Мы всегда готовы поддержать Финляндию и Швецию, если захотят поговорить о членстве в НАТО. Мы готовы сделать это», – сказала Нуланд. Она добавила, что Швецию и Финляндию нужно оценивать по стандартам НАТО. При этом Нуланд уточнила, что в эти страны стабильные и в них сформировалась устоявшаяся демократия.

То, что Соединенные Штаты с большим удовольствием станут проводниками для Финляндии и Швеции в членство Североатлантического альянса, ни для кого не секрет, да и сама Виктория Нуланд подтвердила это: «Полагаю, пять администраций [США], в которых я работала, всегда говорили Финляндии и Швеции: «В любое время, когда вы захотите обсудить с нами членство [в альянсе], мы готовы это сделать». Другое дело, что до недавнего прошлого руководство этих северных стран относились к такой возможности рационально и вдумчиво, придерживаясь политики нейтралитета и умело лавируя между противоборствующими системами во временя Холодной войны.

Особенно это касалось Финляндии, которая после Второй мировой войны подписала в 1947 году как бывший союзник нацистской Германии Парижский мирный договор со странами-победителями. В нем записано, что любые изменения в военной части договора для Хельсинки возможны только лишь путём заключения соглашения с Советом Безопасности ООН. Однако Финляндия без всяких соглашений сумела после развала Советского Союза наладить расширенное сотрудничество с НАТО, проводить закупки у членов блока военной техники (самолеты у США, танки у ФРГ). Она участвует в военных учениях Альянса в Балтийском море и в странах Балтии.

В целом Хельсинки постепенно «европезировались», став полноправным членом Евросоюза, пусть и с нейтральным статусом. Но это никак не мешает им все больше принимать участие в антироссийской риторике коллективного Запада. В любом случае это означает, что политика нейтралитета уходит в прошлое. Как члены ЕС, Финляндия и Швеция не могут быть нейтральными государствами, они просто не входят в состав военного союза, но при этом принадлежат к единому стратегическому пространству и тесно взаимосотрудничают в вопросах обороны при плотной поддержки натовских сил.

Безусловно, и в Вашингтоне, и в Брюсселе, видят прямые выгоды от включения Финляндии и Швеции в конфигурацию Альянса. Во-первых, армии этих стран полностью соответствуют стандартам НАТО – соответственно не потребуется ни временного фактора, ни финансового, чтобы предоставить им членство. Во-вторых, наличие российско-финской границы протяженностью 1300 км, а расстояние от финской границы до Санкт-Петербурга по прямой – всего 155 км, что делает территорию Финляндии прекрасным плацдармом для военных маневров против РФ. Поэтому для России вступление Финляндии в НАТО — это еще одна «красная линия», пересечение которой может вызвать не только ответную реакцию Москвы, но и серьезный кризис вплоть до разрыва отношений. И в Белом доме прекрасно понимают, что создание еще одной проблемы прям под боком у России вынудит ее распылять свои силы и тем самым пытаться действовать на упреждение, временно теряя из внимания нынешние проблемы.

И все это происходит сегодня, когда Москва пытается навязать Западу свое видение нового мироустройства и распределение территории Евразии на сферы влияния, в частности, оставить за собой территорию бывшего Советского союза.

А заявление госпожи Нуланд о готовности в любой момент принять Финляндию и Швецию в военно-политический блок, где первую скрипку играет Вашингтон, означает, что у американской стороны припасены варианты, с помощью которых можно вести торги с Кремлем с выигрышных позиций, даже несмотря на то, что по последним опросам больше половины взрослого населения Финляндию выступают против вступления их страны в НАТО.

Кроме этого, не стоит упускать тот факт, что в случае вступления Хельсинки и Стокгольма в Альянс Вашингтон получит возможность уже влиять на ситуацию в районе Арктики, шельф которой скрывает около 15 % мировых запасов нефти и до 30 % — природного газа, а также использовать возможности Северного морского пути, которые контролирует сегодня Россия. Это может стать новым очагом конфликта за возможность владеть и добывать углеводороды арктического шельфа.

Экспертно-аналитический центр «Союза Левых Сил» («За новый социализм»)